Янв
6
Сегодня практически каждая страна применяет те или иные торговые ограничения и налоги. После Второй мировой войны мир постепенно двигался в сторону снижения тарифов и ограничений на торговлю. Некоторые развитые страны, принадлежавшие к числу самых ревностных поборников либерализации торговли, оказались, однако, довольно двуличными в этом своем порыве. Они добились на переговорах сокращения таможенных тарифов и отмены субсидий на товары, по которым сами имели сравнительное преимущество, но проявляли меньшую готовность открыть собственные рынки и упразднить субсидии в тех областях, где превосходством обладают развивающиеся государства. В результате мы теперь имеем торговый режим, который во многих аспектах невыгоден последним. Для мира, где столь много бедности – по некоторым оценкам, свыше 2 млрд людей живут менее, чем на 1 доллар в день, – являющейся его самой острой проблемой, это особенно тревожно. Очевидно, что если индустриальные государства действительно хотели бы продвигать на Дохийском раунде вопросы развития, то должны были бы сократить свои импортные тарифы и экспортные субсидии на товары, представляющие интерес для развивающихся стран.
Однако многие представители развитых стран на переговорах перевернули этот довод с ног на голову. Они считают, что само по себе снижение таможенных тарифов несет благо и, следовательно, развивающиеся страны, либерализуясь в системе ВТО, будут помогать себе вне зависимости от действий развитых стран. На этой основе они заявляют, что развивающиеся государства должны принимать практически каждое предложение, положенное на стол переговоров.
Если бы все обстояло так просто, то повестка торговли в интересах развития была бы тривиальной – развивающиеся страны просто в одностороннем порядке открыли бы свои рынки, и чем быстрее, тем лучше. В настоящей книге мы показываем, что дела складываются не так легко и что круг вопросов этой тематики более сложен.
Излагая концептуальные рамки политики, которую предлагаем для Дохийского раунда, мы в первом разделе бегло рассматриваем интерпретации и ошибочные толкования контрастирующих политических стратегий и опыта развития Латинской Америки и Восточной Азии. Во втором разделе исследуются теоретические воззрения, лежащие в основе утверждения, что торговля способствует процветанию и росту. В третьем мы обращаемся к трудностям проведения эмпирических исследований и объясняем, почему они по-прежнему вызывают столько споров. В последних двух частях обсуждаются политические следствия теоретического анализа и эмпирических фактов и пути дальнейшего движения. В каждом разделе мы развиваем нашу тему о том, что либерализация торговли способна помогать развитию, но результаты различных торговых стратегий разнятся по странам, и факты дают основания полагать, что приносимые ею блага зависят от целого «букета» факторов. Таким образом, либерализация должна проводиться с учетом национальных условий. Важное значение имеет последовательность процесса: развитые, равно как и развивающиеся, государства могут многое сделать в сочетании с либерализацией для того, чтобы обеспечить последним существенные новые торговые возможности и помочь им извлечь из них пользу.